Воспитательная работа

Воспитательная работа

Воспитательная работа

Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности вуза является системное видение процесса  воспитания  и выделение целостного комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.

С целью создания системы воспитательной деятельности, эффективной для формирования активной, социально-ответственной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда, в ТИУБ им. Н.Д. Демидова разработана Концепция воспитательной работы, ставшая составной частью единой системы управления в институте.

Концепция содержит характеристику системы воспитательной работы, организационной структуры управления воспитательной работой, методов воспитательного воздействия и технологии воспитания, характеристику модели личности специалиста – выпускника ТИУБ им. Н.Д. Демидова .

Концепция представляет стратегию построения системы воспитательной работы, основные этапы, приоритетные направления и цели, сроки и механизмы реализации.

1. Воспитательная работа в ТИУБ им. Н.Д. Демидова

 Главная идея Концепции: воспитательная система, созданная в воспитательном пространстве вуза под управляющим воздействием воспитывающей среды и непосредственной мотивацией студентов,  способна привести  к  максимальным результатам воспитательной работы, достижению целей всех участников воспитательного процесса.

 Главная цель  – подготовка конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием в области бизнеса, обладающего качествами и свойствами востребованными в  условиях рынка, способного ставить и достигать личностно значимые  цели, способствующие развитию экономики страны.

 Главная задача воспитательной работы - в воспитательном пространстве вуза создать и поддерживать такую воспитывающую систему, которая, под управляющим воздействием воспитывающей среды, и при непосредственной мотивации студентов, приведет к  максимальным результатам воспитательной работы, достижению целей всех участников воспитательного процесса.

 В основе воспитания – поведенческий подход, суть которого состоит в признании того, что  актуальные потребности побуждают  человека к мотивированным действиям. Мотивация- процесс побуждения к деятельности для достижения целей. Целью поведенческого подхода в воспитании является оказание  помощи студенту в осознании его возможностей, развитии  творческих способностей на основе применения управленческих методов, концепций поведенческих наук.

Практическая цель воспитания сводится к формированию жизнедеятельности личности, способной адекватно реагировать, быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям, принимать управленческие решения, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью.

 Методы воспитательного воздействия включают в себя методы влияния объекта на субъект в системе воспитания, а также путем воздействия на среду воспитания. К первым относятся: методы побуждения к активным действиям (поощрение, стимулирование, повышение социальной значимости, сила положительного примера и т.д.); методы принуждения – законодательство, нормативные требования, регулирующие отношения между объектом и субъектом воспитания (вузом и студентом), директивные указания, распоряжения, приказы; методы убеждения – те, которые базируются на мотивации поведения через потребности. К ним относятся методы морального стимулирования качественного выполнения работы (достижение высоких результатов в учебе и жизни), в установленные сроки и оптимальными способами. Лидерские качества, харизма и способность к максимальному результату – положительный эффект воспитывающего воздействия.

 Технология воспитания предполагает как непосредственное управляющие воздействие на личность студента с целью достижения поставленных целей, так и опосредованное воздействие на воспитывающую среду, с целью создания оптимальных условий для развития свойств и качеств личности, личностно значимых целей. Следование за интересами и потребностями личности студента составляет основу гуманистической педагогики воспитательного пространства вуза. Интерес и воля – механизмы включения личности в преобразовательную деятельность. Организуя внешнюю среду, проводя акции, мероприятия, стимулируется интерес и потребности личность в сопричастности, возникает потребность  в  познании, самоанализе,  и его признании. Формируются приемлемые ценностные ориентиры целеполагания, формирования себя как специалиста, духовного, нравственного и интеллектуального развития. Таким образом, активизируется деятельность  студента по самовоспитанию, саморазвитию и самосовершенствованию, через механизмы воздействия на него как субъекта системы воспитания вуза и воспитывающую среду института.

Воспитательная работа в ТИУБ им. Н.Д. Демидова  является  частью единого учебно-воспитательного процесса.

Цели воспитания  и задачи воспитательной работы реализуются в образовательном процессе, во внеучебное время и в досуговом периоде.

2. Направления воспитательной работы

2.1. Формирование современного научного мировоззрения и усвоения базовых ценностей:

* Создание условий для осознания и присвоения личностью сущности и значимости гражданско-патриотических ценностей.

* Формирование фундаментальных знаний в системах человек-человек; человек-общество; человек-    техника; человек-природа.

* Формирование и развитие духовно-нравственных ценностей.

* Формирование системы правовых знаний.

* Формирование системы эстетических и этических знаний и ценностей.

* Формирование у студентов установок толерантного сознания и противодействие экстремизму.

* Формирование у студентов потребности к труду как первой жизненной необходимости, высшей  ценности и главному способу достижения жизненного успеха.

2.2. Духовно нравственное воспитание:

* Формирование и развитие системы  духовно-нравственных знаний и ценностей.

* Реализация знаний, связанных с нормами нравственности и профессиональной этики в     учебной, производственной и общественной деятельности.

* Формирование у  студентов репродуктивного сознания и установок на создание семьи как основы возрождения традиционных национальных и моральных ценностей.

2.3. Патриотическое воспитание:

* Повышение социального статуса  патриотического воспитания студенческой молодежи.

* Проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию.

* Повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в вузе на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур.

2.4. Формирование здоровье сберегающей среды и здорового образа жизни:

* Организация широкой пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни,   проведение всевозможных межфакультетских  соревнований.

* Пропаганда здорового образа жизни, профилактика и борьба с алкоголизмом, курением, наркозависимостью,   «дурными» привычками.

2.5. Формирование конкурентоспособных качеств:

* Повышение  мотивации  самосовершенствования студентов.

* Формирование ориентации на успех, на лидерство и карьерное поведение.

* Формирование качеств социально-активной личности.

* Навыки самопрезентации, аргументации, принятия решений, организации общественно и личностно значимых дел.    

3.  Модель личности специалиста – выпускника ТИУБ им. Н.Д. Демидова

 

Модель личности специалиста с высшим образованием в контексте воспитательной работы может быть представлена в виде системы требований к его личностным и гражданским качествам. Молодой специалист должен:

  • обладать глубокими знаниями и навыками по направлению профессиональной подготовки, смежным областям знаний, фундаментальным и гуманитарным дисциплинам;
  • иметь свою мировоззренческую позицию, нравственные идеалы, гуманистические ценности, соблюдать общечеловеческие нормы гуманистической морали;
  • уважать Конституцию, государственную символику и законы Российского государства, обладать социальной ответственностью, гражданским мужеством, внутренней свободой и чувством собственного достоинства, способностью к объективной самооценке;
  • быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни, уметь ориентироваться в социально-политической обстановке;
  • обладать способностью к саморазвитию своего интеллекта и профессиональных качеств;
  • иметь потребность в достижениях и самостоятельного принятия решений, обладать целеустремленностью и предприимчивостью;
  • обладать высокой социальной активностью во всех сферах жизнедеятельности, стремлением к поиску нового и способностью находить нестандартные решения жизненных проблем, конкурентоспособностью в социально-экономической деятельности, профессиональной и социальной мобильностью;
  • иметь в определенной степени ориентацию на свои интересы и потребности, на достижение успеха, обладать рациональным мышлением и прагматическим отношением к жизни, уметь сочетать свои интересы с интересами общества;
  • уметь работать в коллективе, с уважением и вниманием относиться к другим людям, их мнению и интересам;
  • обладать национальным сознанием российского гражданина, гражданскими качествами, патриотизмом, стремлением к сохранению единства России и к становлению ее как великой державы, занимающей одно из ведущих мест в мировом сообществе.

4.  Организация воспитательной работы в ТИУБ им. Н.Д. Демидова

Воспитательная работа в вузе реализуется на следующих уровнях: на уровне вуза, кафедры, студенческой группы и иных структурных подразделений вуза.

На уровне вуза:

4.1. Координацию внеучебной работы в вузе осуществляет лицо, назначенное приказом ректора.

4.2. Для координации работы в конкретных направлениях в вузе создаются:

* Совет кураторов по воспитательной работе;

* Институт студенческого самоуправления.

4.3. Указанные структуры осуществляют свою деятельность на основе положений, утвержденных в порядке, предусмотренном в вузе.

На уровне кафедры:

4.6. Для координации и организации воспитательной работы на кафедрах назначаются помощники заведующего кафедрой по воспитательной работе, кураторы и наставники студенческих групп из числа профессорско - преподавательского состава.

На уровне учебной группы:

4.7. Для организации внеучебной работы с академической группой на основании приказа ректора, по представлению заведующего кафедрой закрепляются функции куратора академической группы, организация работы которого осуществляется на основании утвержденного в вузе положения о кураторе. На собрании учебной группы избирается актив группы во главе со старостой.

4.8. Институт студенческого самоуправления представлен следующими структурами, действующими на основе утвержденных в установленном порядке положений:

* Студенческим советом института

* Старостатом

* Студенческие творческие организации(научные, художественные, спортивные, общественные, по интересам). 

5. Формы, методы и средства воспитательной деятельности

 В воспитательной системе ТИУБ им. Н.Д. Демидова  используются три уровня общеинститутских форм организации воспитательной деятельности:               

5.1. Первый уровень - массовые мероприятия. В качестве традиционных предлагается организация следующих мероприятий:

1.   Акция  «Первокурсник», в рамках которой могут быть проведены:

* посвящение в студенты;

* День Знаний  1 сентября;

* выдача учебной литературы;

* анкетирование первокурсников «Мир моих интересов»;

* мониторинг «Анкета первокурсника»

* «Знакомьтесь, мы - 1 курс» смотр студенческой самодеятельности

2.     Мероприятия, посвященные Дню Учителя.

4.   Новогодние праздники.

5.   Неделя студенческой науки.

6.   Мероприятия ко Дню Победы.

7.Участие в ежегодно проводимых межвузоских научно – практических конференциях.

8.Выпускные мероприятия (вручение дипломов).

5.2. Второй уровень - групповые формы. К ним относятся: мероприятия внутри коллектива академических групп, работа научно-исследовательских студенческих групп, работа кружков по интересам, студий творческого направления, клубная работа, работа общественных студенческих объединений.

5.3. Третий уровень - индивидуальная  личностно-ориентированная воспитательная работа, осуществляемая в следующих формах:

* индивидуальное консультирование преподавателями студентов по вопросам организации учебно-познавательной вузовской деятельности в рамках учебного курса;

* разработка   индивидуализированных программ профессионального становления и развития студента;

* работа в составе небольших временных инициативных групп по реализации конкретных творческих проектов ( научных,  в сфере искусства и т.п);

* индивидуальная научно-исследовательская работа студентов под руководством преподавателей ;

* работа студентов в рамках различных учебных практик под руководством методистов;

6.  Критерии эффективности воспитательной системы ТИУБ им. Н.Д. Демидова

6.1. Степень стабильности и четкости работы всех звеньев системы воспитательной работы в вузе.

6.2. Массовость участия студентов в различных кафедральных и университетских мероприятиях.

6.3. Качество участия студентов в различных мероприятиях, результативность участников соревнований, вечеров, фестивалей, конкурсов .

6.4. Присутствие постоянной и живой инициативы студентов, их самостоятельный поиск новых форм    внеучебной работы, стремление к повышению качества проведения культурно-массовых мероприятий.

6.5. Отсутствие правонарушений среди студентов.

7.  Система оценки состояния воспитательной работы

7.1.  Помощник ректора по воспитательной работе отчитывается на Ученом совете университета не реже одного раза в год.

7.2. Все структуры, отвечающие за воспитательную работу, отчитываются на заседаниях Совета кураторов не реже двух раз в год.

7.3. Ежегодные планы по воспитательной работы рассматриваются, анализируются и утверждаются на заседаниях Ученого Совета.

8. Обеспечение реализации концепции

8.1. Правовое обеспечение.

Правовые основы воспитательной работы со студентами в вузе находят свое подтверждение в тех статьях законодательства, которые дают учебным заведениям определенные академические права и свободы, в том числе и на правах самоопределения, организовывать специально процесс работы со студентами во внеучебное время .

8.2. Кадровое и организационно-управленческое обеспечение.

Для реализации Концепции необходимо постоянное повышение квалификации работников, занятых в системе воспитания на уровне вуза, кафедры, группы, предоставление возможности и стимулирование научных исследований в области воспитательной работы со студентами.

8.3. Программно-целевое обеспечение.

Реализация Концепции, задач и направлений воспитательной деятельности осуществляется через механизм внедрения целевых программ, отражающих отдельные стороны студенческого образа жизни, виды воспитания, конкретные потребности формирования личности будущего специалиста. Эти специальные программы разрабатываются по мере необходимости и создания условий для их реализации.

8.4. Финансовое и материально-техническое обеспечение. Основными источниками финансирования воспитательной работы являются:

* средства вуза и его учредителей;

Основные статьи расхода на воспитательную деятельность:

1. Содержание необходимого аппарата управления воспитательной работой, организационно-методическое обеспечение его деятельности.

2. Финансирование мероприятий, включенных в программу воспитательной работы и ежегодные планы работы института.

3. Развитие материально-технической базы структурных подразделений социальной сферы.

4. Материальное стимулирование преподавателей и студентов, активно участвующих в воспитательной работе.

5. Поддержка студенческих общественных организаций и инициатив.