СТУДЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

СТУДЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

СТУДЕНТ И РАБОТОДАТЕЛЬ: ПРОБЛЕМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

(материалы «круглого стола», состоявшегося 15 декабря 2012 г. в режиме on-line конференции)

 

Молодежный рынок труда, оживший после финансово-экономического кризиса 2008 года, тем не менее, сталкивается с целым рядом трудностей. В чем его специфика? Как меняются форматы взаимодействия с молодыми специалистами и политика компаний в области подбора персонала? В чем состоят проблемы сотрудничества работодателя и студента?

Именно рассмотрению таких острых проблем, препятствующих эффективному взаимодействию ВУЗов и компаний-работодателей, активно привлекающих на работу студентов и молодых специалистов. 

На эти многие другие острые вопросы и попытались ответить участники круглого стола, в котором приняли участие преподаватели и студенты Вузов, входящих в Образовательный Консорциум «Среднерусский университет», а также представители работодателей.

  Итак, с какими проблемами сталкиваются сегодня студенты, впервые оказавшись на рынке труда. Результаты исследования «Проблемы сотрудничества глазами работодателя»   были представлены студенткой очного отделения  группы Мт08 Ульяновой Мариной. В ее докладе были ответы на такие вопросы: Какую политику проводят наши работодатели в отношении учащейся молодежи? Кто они для них? Каковы  их перспективы?

Наши гости – представителям работодателей – ведущих коммерческих организаций г.Тулы, были единодушны. Практически все компании ориентированы на приток молодежи, заинтересованы в привлечении молодых перспективных кадров и хотят получить  от них максимальную отдачу. Как отмечали представители работодателей, именно молодые кадры обладают нестандартным творческим подходом.

Очевидно, что у человека, впервые обращающегося к поиску работы возникает множество проблем. Как лучше представить себя перед работодателем? Как произвести впечатление необходимого сотрудника? Этими хитростями с нами поделиться бизнес-тренер Самофалов Олег Владимирович – руководитель по подбору персонала компании ЗАО «Тандер» (операционное общество группы «Магнит»).

Так как же сделать этот процесс  регулируемым, как помочь студентам найти работу, которая станет не просто  временным приработком, а началом карьеры? И здесь таким связующим звеном, несомненно, должен стать ВУЗ.

О том, какая работа ведется по трудоустройству выпускников, рассказала представитель «Центра трудоустройства выпускников» ТИУБ Болобова Анна Александровна.

Многие факторы влияют на профессиональный рост молодого специалиста сегодня, но какие качества его закладываются еще на стадии обучения в вузе, рассказала зав. кафедрой Психологии и педагогики, ТИУБ им. Н.Д.Демидова, канд. пед.наук, Фуртаева Е.И., отметившая, что в целом всех работающих студентов можно разделить на две категории:

- студенты, неудовлетворенные своей специальностью;

-студенты, сконцентрированные на учебе, которым выбранная специальность по душе и изучению которой они уделяют большую часть своего времени.

Первая группа в силу своего неправильного послешкольного выбора часто находится в поиске, ищет работу, перспективы, поле приложения своих сил. Разочаровавшись в выбранной специальности, главной целью учебы у них являются хорошие оценки. Тем не менее, это способствует развитию у студентов потребности в достижении. В результате они оказываются более подготовленными к самостоятельному послевузовскому пути, имея по его окончании какие-либо «зацепки», полученные в результате прохождения практики.

Вторая группа – «положительные» студенты, выбравшие правильный, соответствующий их жизненным интересам путь. Да, им интересно учиться, именно учебе они уделяют большую часть времени, развивая интерес к своей специальности. У таких студентов не остается времени на подработку, поиск работы. В результате,  получив диплом, они готовы к концентрации усилий на работе, но, в гораздо меньшей степени готовы к ней, плохо представляя себе алгоритм, и методы поиска работы. Поэтому такая категория наших студентов более подвержена такой проблеме, как неумение предложить себя работодателю.

Конечно, студентам далеко не всегда легко дается совмещение обучения с работой, нередко, из-за высокой степени занятости неизбежно возникают «хвосты». В  то же время, нельзя не отметить, что для всех вузов ОК «Среднерусский Университет» студенты, обучающиеся по своей непосредственной специальности, всегда выделяются. Как отметила проректор по учебной работе НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д. Демидова, Кадисон Ю.Б. такие студенты совершенно четко знают, какие именно знания им нужны, а выполненные ими  курсовые и дипломные проекты отличает высокий уровень практической значимости.

Но, как высказались участники круглого стола, к сожалению, у них нередко возникают сложности с предоставлением учебных отпусков, а при работе по выходным дням руководители предприятий далеко не всегда предоставляют возможность составления более гибкого графика.

В тот же время, и работодатели, и сами студенты должны помнить, что  действующее законодательство совершенно четко определяет права сотрудников, совмещающих свою трудовую деятельность с обучением.

Как отметил студент специальности «Юриспруденция» (НОУ ВПО ТИУБ им. Н.Д. Демидова», успешно совмещающий обучение с работой юриста,  Жаворонков Ю.Г.,  работодатель обязан обеспечить гарантии и льготы таким работникам, включая предоставления дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка для:

- прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно - по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно - по 50 календарных дней (при освоении основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки на втором курсе - 50 календарных дней);

- подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов - четыре месяца;

- сдачи итоговых государственных экзаменов - один месяц.

Именно такие меры предусмотрены Трудовым кодексом РФ в интересах работающих студентов. Поэтому очень жаль, когда отдельные работодатели или не знакомы с указанными положениями трудового законодательства, или делают вид, что не знакомы с ними

Итак, у каждой стороны есть свои права, свои обязанности, баланс которых должен соблюдаться. Но все-таки – очевидно, что взаимная заинтересованность есть.

Да не всегда легко совмещать работу с обучением. Для одних студентов работа во время обучения это обычный приработок, причем нередко студенты в силу различных обстоятельств вынуждены работать именно для того, чтобы оплатить обучение в вузе.    

Но все же,  большинство наших студентов стремится получить образование в соответствии  с работой по  специальности, видя в дипломе  о высшем профессиональном образовании одно из важнейших средств карьерного роста.

Поэтому подводя итоги нашей сегодняшней встречи, хочется сказать: проблемы, несомненно, есть, но решать их надо вместе.

 

 

Кадисон Ю.Б., Яровова В.В.